• Адрес храма

    Храм Преображения Господня

    Санкт-Петербург, ул. Орбели, 25. Телефон: (812) 294-42-38.

Опубликовано: Август 25 - 2015

19.08.2015. Престольный праздник Преображения Господня в нашем храме. Проповедь благочинного протоиерея Александра Будникова.

В день Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа (19 августа 2015 года) в нашем храме была совершена праздничная Божественная Литургия, которую возглавил благочинный Выборгского округа, протоиерей Александр Будников.

«Дорогой настоятель, отец Михаил, дорогие братья и сестры!»,- обратился о. Александр в своей проповеди ко всем присутствующим:

«Позвольте всех поздравить с великим и  радостным праздником Преображения Господня!
Как нам повествуют Евангелисты и особенно это ясно видно и показано Апостолом и Евангелистом Лукою , что Христос, взяв с собою апостолов Петра, Иоанна и Иакова , взолшел или поднялся на гору Фавор помолиться. Когда он молился, то весь его внешний облик изменился, начиная с лика, который сиял небесным светом. И явились два ветхозаветных  пророка: пророк Божий Моисей, пророк Божий Илья, с которыми он вел беседу о предстоящем входе в Иерусалим, о его крестных страданиях, крестной  смерти, воскресения, то есть они беседовали или говорили на тему, именно для чего и зачем пришел в мир Христос – Спаситель. Ученики, как часто у них бывало, были отягчены сном, но когда они проснулись, они увидели это дивное видение!

И они ощутили такую радость в своем сердце, что апостол Петр по вдохновению, находясь в такой эйфории и даже может быть, не отдавая себе отчет своим словам, говорит: «Господи! Как нам хорошо здесь быть! Сотворим три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии».  А в это время их осияло облако, из облака был слышен ясный, четкий голос, человеческий голос или человеческим голосом было сказано: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». И потом после этого ведение как бы испаряется и они видят уже обыкновенного Господа Иисуса Христа, каким они его всегда видели.

По мнению святых отцов церкви, это явление во славе Господа Иисуса Христа на горе Фавор ( и то, только перед тремя своими близкими учениками) было совершено для того, чтобы показать им, что он не просто учитель, что он не просто пророк, хотя может быть, обладающий высокой харизмой или благодатью, а что он действительно есть Сын Божий, и он раскрывает им, частично раскрывает, через явление вот этого фаворского света свою, приоткрывает, лучше сказать, Божественную природу. Что он  есть и человек по своей природе, и Бог по своей природе, то есть Богочеловек, являет им свою Божественную славу, несколько, может быть, откровенно, для того, чтобы утвердить их в Вере, чтобы они поняли, что это не просто новых пророк или учитель, а что это тот самый долгожданный Спаситель мира. Правда, мы знаем, что потом  все ученики разбежались, апостол Петр отрекся во дворе Каифы, но это уже по человеческой слабости, но об этом видении апостол Петр никогда не забыл. И вот сегодня читалось послание Святого Апостола Петра, где он об этом упоминает, обращаясь к христианам: «Вот обрати внимание, вот это состояние преображения Христа, в какой момент совершилось? Когда он начал совершать молитву или молитвенное единение с Отцом Небесным».

Как нам показывает опыт христианской истории жизни церкви, опыт жизни угодников Божьих: через молитву, через духовную жизнь, через победу над страстями многие-многие святые достигали вот такого состояния изменения, преображения. Не в таком масштабе или форме, как это было явлено Спасителем на горе Фавор, но тем не менее.  Вот как например свидетельствует Мотовилов ( тот самый можно сказать и ученик, которого исцелил молитвою своей преподобный Серафим Саровский) видевший, как менялось и сияло лицо во время молитвы преподобного Серафима Саровского. И много подобных явлений было в истории христианства.

И сейчас можно наблюдать человека, кто бы он ни был, если он ведет подлинную духовную жизнь, если он молится пламенно или если он хотя бы стремиться к этому, то даже внешность в нем меняется. А как меняются порой люди, даже внешне заметно, после пламенной молитвы, молитвенного участия в Божественной Литургии и особенно после принятия Святых Христовых Тайн. Нам может это быть и не заметно, но со стороны это видно. Только единственное, к сожалению, это не долгое состояние пребывает с нами, вследствие нашей духовной беспечности, наших разных грехов и той суетливости и суеты, в которой мы с вами постоянно прибываем, живя здесь на земле.

И этот праздник напоминает нам о том, что каждому из нас надо не именоваться только христианами, а стремиться преображаться в этой жизни, то есть, другими словами. Начинать и продолжать духовную жизнь , а духовная жизнь начинается прежде всего, с сознания своих грехов, своей вот этой болезненности перед Богом. Затем следовать должна постоянная, искренняя молитва, покаянные чувства , покаяние в своих грехах, затем участие в таинствах, Священный действах церковных, в  особенности в таинстве Святого Причащения и, соответственно, жизнь по заповедям Господним и деланье добра, на сколько это в наших силах и на сколько это возможно. И особенно борьба со страстями, победа над страстями. Их три главных страсти, как нас учат святые старцы церкви, это: сластолюбие и все вытекающие отсюда грехопадения, сребролюбие и тоже отсюда все вытекающее и славолюбие, всякого рода гордыня и возношения, склонность всех и вся осуждать, склонность видеть во всех других минусы, грехи, слабость, немощь и тому подобное, себя считать всегда хорошим или лучше, чем другие.  И вот все подобные качества , которые сходят и от этих страстей и поддерживают не редко, а даже очень часто победу над каждым из нас и являются вот этим главным препятствием, чтобы нам хотя бы чуть-чуть прикоснуться к вот этой благодати фаворского света или по словам святых отцов церкви «приобщиться к Божественной жизни». Вот задумаемся над этим, какие мы христиане, как мы живем, на каком мы духовном уровне находимся или прибываем, и ответив себе правильно на этот вопрос поставим главным смыслом, главной целью своей христианской жизни- борьбу со страстями, молитву, покаяние, очищение от скверны греховной. И вот в молитве,  через святые тайны церковные и священнодействия, мы будем чище («Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят») и будет осуществляться постепенно наше с вами преображение, изменение и спасение. Вот об этом нам сегодня напоминает святая церковь и этот праздник, это праздничное событие, которое мы с вами молитвенно прославляем.

По древней традиции в этот день всегда в конце Божественной Литургии читается специальная молитва и совершается освящение плодов: винограда, яблок и прочих.  Причем не только тех, что мы с вами принесли в храм, а все освящается, во всех садах, то есть церковь молитвой своей освящает все плоды, которые произрастают из земли нового урожая и уже по благословлению церкви, по ее молитвам, мы начинаем уже вкушать плоды, фрукты, все то, что произрастает на земле уже с благодарением Богу. И это будет служить для пользы нашего и душевного, и физического здравия.

Вас, дрогой отец Настоятель, отдельно позвольте поздравить, и в лице Вас, ваших собратьев и всех прихожан, с этих храмовым престольным праздником! Слава Богу, что уже довольно много лет в этот день вы всей общиной, всем приходом празднуете свой храмовой, престольный праздник. Ну а недавно, совсем недавно, несколько дней назад, после восьмидесяти трех лет, когда не было ни одной архиерейской службы, ваш храм посетил правящий митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий, возглавил здесь Всенощное Бдение вечером в субботу. И таким образом произошло, можно сказать, событие в истории вашего прихода, которое несомненно, а вы, я знаю человек четкий, скрупулёзный, занесете в летопись вашего прихода.

С праздником, отец Михаил, доброго вам здравия, помощи, Божье благословение возглавлять этот приход. Дай Бог, чтобы все, что имеется в ваших планах, в желаниях осуществилось, может быть не так быстро и не сразу, как иногда по-человечески хочется, но ничего, капля камень точит, как сказано, с Божьей помощью все у вас будет.

С праздником, отец Михаил!»


Комментарии закрыты.