• Адрес храма

    Храм Преображения Господня

    Санкт-Петербург, ул. Орбели, 25. Телефон: (812) 294-42-38.

Суточный круг церковного богослужения

В Церкви есть два вида богослужений: общественные и частные.
Общественные богослужения проходят, как правило, непосредственно в помещении храма. Частные богослужения могут быть совершаемы как в храме, так практически в любом другом благообразном месте.
Согласно Церковному Уставу, к общественным богослужениям относятся девять церковных служб, совершаемых в течение суток, каждая из которых имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно все они образуют единое целое, называемое суточным кругом.

В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является Вечерня.

На Вечерне Церковь напоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение прародителей, Моисееве законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за прожитый день.

После вечерни полагается служить Повечерие. Это своего рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.

В полночь должна совершаться третья служба суточного круга – Полунощница. Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.

Перед восходом солнца начинается Утреня. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня – одно из самых длительных богослужений.

Около 7 часов утра полагается совершать Первый Час. Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

Третий Час (10 часов утра) возводит нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Святый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор.

Шестой Час (полдень) – время распятия Господа, а Девятый Час (три часа пополудни) – время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются соответствующие службы.

Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная Литургия (греч. «leiturgia», от «leos» – «народ» и «ergon» – «дело, служение»; «служение народа» или «служение для народа»).  Все остальные богослужения суточного круга, по сути дела, являются молитвенной подготовкой к Литургии.

По времени Литургия совершается между Шестым и Девятым Часом.

В отличие от прочих служб, Литургия не только напоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально соединиться с Ним – во время Литургии происходит главное событие бытия Церкви – Евхаристия (греч. «eucharistia», то же, что Причащение).

Современная богослужебная практика внесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах Повечерие совершается только в Великий Пост, а Полунощница – один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и Девятый Час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три.

Вечером друг за другом совершают Вечерню, Утреню и Первый Час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется Всенощным Бдением, то есть бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, действительно, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях.

Утром последовательно служатся Третий Час, Шестой Час и Божественная Литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии – ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением Часов.

В те дни, когда Литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование Изобразительных. Это богослужение содержит некоторые песнопения литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы Изобразительные не имеют.

Богослужения в нашем храме совершаются по расписанию. По воскресным и праздничным дням – Литургия. Накануне служится Всенощное Бдение и Полиелей*. (См. Расписание).

***

*Полиелей – самая торжественная часть Утрени. Название ее греческое: polyeleos от polys – «многий» и eleos – «милость». Следовательно, слово «полиелей» переводится как «многомилостив». Он состоит из пения стихов псалмов 134 («Хвалите имя Господне, аллилуiа») и 135 («Исповедайтеся Господеви, аллилуiа»). Пение сопровождается многократным повторением слов «яко в век милость Его». Это и дало название этой части Утрени.

Полиелей совершается только на воскресной и праздничной Утрени. После чтения Евангелия бывает помазание верующих благословенным елеем. Это действие не есть таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам (по-гречески «елей» значит также «милость»). Во время этой службы зажигаются все лампады в храме.