Причащение (Евхаристия).
Причащение – Таинство, в котором верующий (православный христианин) под видом хлеба и вина принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и становится причастником вечной жизни.
Таинство Святого Причащения установил сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне своих страданий и смерти. Он сам совершил это Таинство: «Взяв хлеб и благодарив (бога Отца за все его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: примите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26, 26-28; Мк. 14, 22-24; Лк. 22. 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).
Так Иисус Христос, установив Таинство Причащения, заповедал ученикам совершать его всегда: сие творите в Мое воспоминание.
В беседе с народом Иисус Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческаго и пит Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).
Согласно заповеди Христовой, Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемом Литургией, во время которой хлеб и вино силой и действием Святого Духа прелагаются, или присуществляются, в Истинное Тело и в Истинную Кровь Христову. Хлеб для причащения употребляется один, так как все верующие во Христа составляют одно тело Его, глава которого – Сам Христос.
Первые христиане причащались каждый воскресный день.
Таинство Святого Причащения по-гречески называется евхаристией, то значит «благодарение».
На литургии, во время которой совершается Таинство Причащения, все исповедавшиеся повторяют за священником молитву перед причащением и делают земной поклон, а потом благоговейно подходят к Святой Чаше и причащаются Святых Таин, вкушая под видом хлеба и вина истинное Тело Христово и истинную Кровь Христову. После причащения, кроме благодарения, возносимого за литургией, от лица причастников читаются также особые благодарственные молитвы. Больных же священник исповедует и причащает в их домах.
Значение таинства переоценить нельзя, в идеале необходимо всю свою сознательную жизнь готовиться к встрече с Самим Господом. Каждый раз покидая храм, надо представлять, когда будет следующее причастие, чтобы готовиться к нему.
Молитвенно готовиться к причастию можно несколько дней подряд. В один день прочесть каноны, в другой – последование ко Святому Причастию. Соблюдая пост в среду и пятницу мы в итоге готовы к принятию Святых Таинств всегда.
Некоторые унывают от того, что не достойны часто причащаться, но это не так. Мы не достойны и раз в жизни принять Тело и Кровь Господа. Причащаемся по милости Божией, а не по достоинству, но готовиться ко причастию необходимо ревностно, со страхом Божиим.
Подходят к Святой Чаше после исповеди и с благословения, строго натощак (с 00:00 ничего не едят и не пьют). Грудные дети вкушают пищу как обычно, либо, по желанию родителей, малое ее количество. При этом к семи годам ребенок должен быть подготовлен причащаться натощак и прибывать на службе от начала до конца.
Отойдя от Святой Чаши, надо выпить теплоту и приложить все духовно-нравственные силы к сохранению Божественной благодати.
В нашем храме принято приступать к Святому Причастию по возможности регулярно. Христианин принимает в этом таинстве Тело и Кровь Господа и тем самым удостаивается дара жизни.
См. Как приготовиться к Святому Причащению
***