Венчание (Брак).
Венчание – таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1, 28).
Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Быт. 2, 24), «так что они уже не двое, но дона плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6).
Святой апостол Павел говорит: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31-32).
Во образ союза Иисуса Христа с Церковью супруги (муж и жена) хранят взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность.
Добрая христианская семейная жизнь – источник личного и общественного блага. Семья – основа Церкви Христовой.
В брак вступают не все; те, кто добровольно остается безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая является одним из величайших подвигов.
Таинство Брака совершается посреди церкви перед аналоем, на котором находится Крест и Евангелие, и при этом сначала бывает обручение, а вслед за ним -Венчание. Обручение совершается так:
Жених становится по правую сторону, а невеста – по левую. Священник трижды благословляет их зажженными свечами и дает им в руки эти свечи как знаки супружеской любви, благословленной Господом. После молений к Богу о даровании всяких благ и милостей обручаемым и чтобы Он благословил их обручение, соединил и сохранил их в мире и единомыслии, священник благословляет и обручает их кольцами, заранее положенными на престол для освящения. Жених и невеста принимают эти кольца как священный залог и знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить. За обручением следует венчание. При этом священник молит Господа благословить брак и ниспослать на вступающих в него свою небесную благодать. Как видимы знак этой благодати, он возлагает на них венцы, а потом трижды благословляет их, произнося:
«Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)!»
В читаемом послании апостола Павла говорится о важности Таинства Брака и о взаимных обязанностях мужа и жены, а в Евангелии – о присутствии Самого Господа на браке в городе Кане. Сочетающиеся браком пьют вино из одной подаваемой им чаши в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, разделяя вместе радость и горе. Троекратное же хождение их за священником вокруг аналоя служит знаком духовной радости и торжества.
Совершается Таинство Венчания после гражданской регистрации или в тот же день.
Ниже перечислены некоторые условия к венчанию.
Жених и невеста должны:
- быть крещены в православной церкви
- иметь свободное, обоюдное желание к совершению венчания (без принуждений с одной стороны)
- не иметь какой-либо степени кровного родства
- не иметь болезней, препятствующих вступлению в брак
- не крестить одного младенца в качестве восприемников (крестных)
- в день венчания (или, в крайнем случае, накануне) приступить к святым таинствам Исповеди и Причастия на литургии, то есть исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
Для чина венчания необходимо иметь следующее:
- 2 обручальных кольца (золотых), которые отдаются в алтарь для возложения на святой Престол.
- 2 венчальные свечи, которые также вместе с кольцами отдаются в алтарь. Свечи могут быть особые, декорированные или простые. Но надо учитывать, что слишком вычурно декорированные венчальные свечи проливают на руки, платья, костюм и т.д. воск или парафин. Свечи остаются в доме венчающихся навсегда.
- 2 иконы – Спасителя и Божией Матери. После венчания с этих образов начинается домашний иконостас малой Церкви семьи. Они освящаются возложением на Престол в алтаре.
Практически в чине венчания используется белое полотенце, как символ чистоты и непорочности, на которое встают брачующиеся. Его также приносят с собой.
Внешний вид должен соответствовать торжественности момента и у жениха и у невесты, причем последней лучше избежать слишком открытого платья. Нательные крестики обязательно должны быть надеты. Фата или головной убор невесты должны быть такими, чтобы венцы свободно надевались на голову и удерживались. На Венчании могут присутствовать свидетели-помощники на случай неудобства или неловкости во время чина. Они должны быть сами православными и по внешнему виду соответствовать венчающимся.
Кино- и фотосъемка возможны, но с предварительному согласованию со священником.
В нашем храме Венчание назначается после собеседования жениха и невесты со священником. На собеседовании жениха и невесты со священником предъявляются паспорта, квитанция на государственную регистрацию и документы о разводе (если до этого был брак).
При подготовке к Таинству Венчания необходимо учитывать, что Венчание НЕ ПРОВОДИТСЯ в течение всех постов, в Святки, в Пасхальную неделю, по субботам, вторникам и четвергам. Лучше всего Венчание назначать на 12-14 часов дня.
***