ПРОПОВЕДЬ ВЛАДЫКИ ВАРСОНОФИЯ, сказанная в нашем храме на Всенощном бдении накануне Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской 8 февраля 2025
«До Пасхи остается десять недель Время пройдет быстро. Завтрашнюю Неделю именуют Неделей о мытаре и фарисее, за Божественной литургией будет читаться евангельская притча, которую мы хорошо знаем. Два человека – фарисей и мытарь – зашли в храм помолиться. Фарисей за все Бога благодарил, хвалился своими добродетелями и осуждал мытаря. А тот стоял вдали, не смея ни на небо посмотреть, ни на людей, а только бил себя в грудь и говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику» (Лк. 18:13). Господь нам показывает, какую молитву принимает, а какую нет. Молитву фарисея Он не одобрил, а молитву мытаря принял, потому что она была покаянная и смиренная. Церковь нас учит покаянию и смирению. Важно иметь покаянное чувство всю жизнь: нам есть в чем каяться, а хвалиться нечем, ничего особо без Бога мы сделать не можем. Если что-то и получается, то только благодаря благодати Божией. Без Бога мы ничто, тогда чем же нам хвалиться, как же мы можем быть самодовольны? Если самодовольны, то в Царство Небесное не попадем. Мы туда и не стремимся, у нас все хорошо. Спросишь человека: «Как поживаешь?» «Все хорошо!» – человек доволен. Ничего за собой не видит, а если и видит – не исправляет, остается в тех же грехах, как и в прошлом году, и в позапрошлом, и так всю жизнь. Спокойно живет, как будто так войдет в Царство Небесное. Нет. Войдут только смиренные. Благодать Божия дается не столько за наши молитвы и хождение в храм, а если в результате этого у нас в сердце родилось смирение. Если мы вышли из храма, и у нас смирения нет, то и благодати нет, вышли пустыми, ничего не приобрели. А мы должны приобретать благодать Божию.
Все добродетели имеют значение, если проникнуты смирением. Если мы что-то делаем без смирения, по тщеславию или угождению кому-то, все это пустое. Надо угождать только одному Богу. Всем остальным мы никогда не угодим, потому что у всех разные запросы. А Богу надо угождать, то есть жить по Его святым заповедям. Не гордиться, потому что гордость – главное препятствие на пути в Царство Небесное. Все беды и несчастья у нас от нее. Святые отцы говорят: увидели чье-то падение – знайте, что предварила его гордость. Падение не происходит случайно. До этого была гордость, которая человека и затянула его в грех. Он даже не понимает, как это произошло, как он пал. Так распадаются семьи. Муж с женой начинают ругаться, никто не хочет смиряться, каждый считает себя правым, и начинают права качать. В каждом говорит гордость, никто не смиряется – и семья распалась. Причина падения семьи – гордыня. Она в человеке живет, и он не может ее победить. И так наши семьи постепенно распадаются. Нужно думать, как избавиться от гордости. Все причины зла в мире – только от нее. Соседи живут в смирении, любви, дружно, мирно, но стоит кому-то возгордиться, начинаются войны, захватывают территории, и пошло-поехало. Гордость стала причиной всех несчастий. Господь нам приводит пример смирения мытаря, его покаянного чувства. Это чувство должно быть с нами всегда, а не так, чтобы мы только до Пасхи посмирялись, а потом начали грешить напропалую. Так нельзя. Если сейчас себя исправим – это навсегда. Больше в эти грехи никогда не впадать, о них даже думать нельзя, чтобы таких помыслов не было. Тогда постепенно будем совершенствоваться, а иначе никуда не двинемся, так и проходим всю жизнь, нам будет 60+, 70+, 80+, 90+ и уйдем такими же, какими пришли в храм. Ничего не приобрели. А надо приобрести благодать Божию.
Цель христианской жизни – стяжать благодать Божию. Она дается только смиренному сердцем. В гордое сердце никогда благодать Божия не придет. Сказано в Писании: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Это мы должны усвоить навсегда. Смиряться, смирять и смиряться постоянно перед всеми. Перед начальниками, перед подчиненными, перед каждым человеком. Когда нас не просят, не говорить. Мне приходится говорить – у меня такая обязанность. Если я не благовествую – горе мне. Поэтому больше молчите, если спросят – ответьте. Но поучать и наставлять – кто нас просит? Господь говорит, что не всякий становится учителем и наставником. Если Бог тебя призвал к этому, тогда можешь Слово Божие говорить. По крайней мере своих детей надо учить Закону Божиему. Это обязанность родителей. Кто же еще их этому научит? В школе не научат. А по всякому поводу учить людей, наставлять и подсказывать – это неправильно. Если обратились – тогда надо подсказать. А так – нет, это тоже признак нашего тщеславия, что мы больше знаем и понимаем. Как же мы собираемся учить кого-то, если у нас грехов больше? Нам стыдно должно быть от этого. Мы знаем, какие грехи у нас есть, в них надо каяться в первую очередь, просить у Бога прощения и милости. Мы сегодня уже пели покаянные стихиры: мой дух с утра, Господи, к Тебе стремится, но как я к Тебе приду, мой телесный храм осквернен, все тело мое осквернено, прошу Матерь Божию наставить меня на спасения путь, помочь мне, как помогла Марии Египетской избавиться от всякой нечистоты, чтобы я встал на правильный путь и служил только Тебе. Мы будем петь покаянные слова еще долго, внимательно прислушиваясь к себе. Наступил период покаяния. Дай Бог вам пройти подготовительные недели, потом семь недель Великого поста и с чистым сердцем и чистой душой встретить Светлое Христово Воскресение».